Истории успеха

От детского труда к школе: история Алимжана

Мать Алимжана не видела проблемы в том, что ее сын работал, хотя он был еще ребенок. Наоборот, она была уверена, что чем скорее он научится зарабатывать деньги, тем лучше. Эта история о том, как проект МОТ помог вывести ребенка из детского труда и вернуть его в школу.

Новость | 11 Июнь 2015 г.
Занятия для детей с пропусками школы, изъятых из детского труда в Киргизстане.
Что чувствует работающий ребенок, глядя, как его бывшие одноклассники возвращаются домой из школы?
«Отчаяние», «грусть», «безнадежность» и «стыд» - вот слова, которыми Алимжан описывал свое состояние.
Алимжан хорошо учился в школе до тех пор, пока его отец не оставил семью, а мать не заболела. Как старший ребенок он стал единственным кормильцем для своей матери и двоих младших детей в семье.
В 15 лет он устроился носильщиком на вокзал, где должен был перевозить тяжести, иногда работая до двух часов ночи. Первое время Алимждан пытался совмещать школу и работу, но часто просыпал и пропускал уроки или засыпал от усталости прямо на занятиях.

Мать Алимжана не видела проблемы в том, что ее сын работает. Напротив, она считала, что чем раньше он научится зарабатывать деньги, тем лучше.
«Подобные взгляды, увы, довольно широко распространены в Киргизстане, особенно среди малообеспеченных семей, которые не могут нести расходы даже за учебу детей в средней школе, - рассказывает директор школы и наблюдатель (монитор) детского труда Дамира Кадыршаева (Damira Kadyrshaeva). - Эти родители не осознают, что тем самым воспроизводят порочный круг бедности: вырастая без должного образования, их дети скорее всего окажутся в числе маргинальных, безработных или низкооплачиваемых работников”.

«Эти родители не осознают, что воспроизводят порочный круг бедности».

Дамира Кадыршаева, директор школы и участник системы мониторинга детского труда

По данным министерства образования и науки, около 80 тысяч детей в Киргизстане не ходят в школу. Среди них и дети, которые вынуждены работать,в том числе те, кто занят в опасных формах детского труда.

С 2005 года при поддержке Международной программы МОТ по упразднению детского труда (МОТ-ИПЕК) (ILO’s International Programme on the Elimination of Child Labour (ILO-IPEC)) в рамках ряда проектов правительство и организации работодателей и работников Киргизстана ведут борьбу с детским трудом.

Одним из таких проектов стал проект МОТ-ИПЕК “Борьба с детским трудом в Центральной Азии – обязательство становится действием», финансируемый правительством Германии.

Среди приоритетных направлений проекта - вопросы образования. Ключевым партнером проекта по вопросам неформального образования стал Профсоюз работников образования и науки КР, который действовал при поддержке министерства образования и науки.

Школа - идеальная площадка для борьбы с детским трудом

«Учителя – это профессионалы, и они могут легко осваивать и успешно применять методики обучения на основе открытого участияю Учителя направляют и поддерживают детей, рассказывают о социальных проблемах и рисках и детям, и, что важно, их родителям. И, конечно, учителя - самые лучшие наблюдатели (мониторы) детского труда, ведь кто как не учитель первым заметит, что ребенок пропускает уроки, и примет превентивные меры?», - сказала координатор Национального проекта ИПЕК в Киргизстане Амина Курбанова.

«Коллаж» - это модуль SCREAM, призванный пробудить творческие способности детей и навыки работы в группе.
Однако реинтеграция в учебный процесс детей, оставивших школу, - непростая задача. Эти дети, как правило, оказываются старше остальных учеников в классе, они не привыкли к школьному расписанию и интегрируются с трудом. Многих из них стесняются приходить в школу из-за возраста и с трудом привыкают к школьным требованиям.

Именно в таких случаях ценным инструментом для учителей Киргизстана стали методы неформального образования, дополненные методикой SCREAM.

Занятия по методике SCREAM помогают детям преодолеть психологические барьеры и выразить себя через разные виды изобразительного искусства.

В первых 11 пилотных школах учителя, которые прошли подготовку, начали применять методику SCREAM на внеклассных занятиях и поделились своими знаниями с коллегами.

В 2013 году комплект учебных материалов SCREAM и Руководство по неформальному обучению были доработаны с учетом конкретных условий в Киргизстане и одобрены Академией образования Киргизстана, а затем их использование было рекомендовано министерством образования и науки.

Начать сначала

Благодаря проекту жизнь Алимжана кардинально изменилась. Наблюдатели (мониторы) детского труда нашли его на вокзале и пригласили в школу вместе с мамой.
“Мы использовали все доступные способы, чтобы вернуть этого мальчика в школу, - вспоминает учитель Марина Картанбаева. - Мы показали ему и его маме видеофильмы ИПЕК об опасностях, связанных с детским трудом. Мы обсудили эту проблему с родительским комитетом, и они купили ему учебники и школьные принадлежности. Семье очень помогли продуктовые наборы, которые выдавались в рамках проекта ИПЕК. А после занятий по методике SCREAM мальчика стало просто не узнать, таким открытым и общительным он стал!”
Алимжан уже окончил 9-й класс и поступил в профессионально-техническое училище, где будет учиться на сварщика.
«Успех проекта обусловлен в первую очередь согласованными действиями на всех уровнях, - говорит главный координатор проектов МОТ – ИПЕК для стран Европы, Центральной Азии и арабских государств Снежи Бедалли (Snezhi Bedalli). - Ключевая роль здесь отводится учителям и органам образования, и при поддержке ИПЕК их потенциал постепенно растет. И хотя многое еще предстоит сделать, результаты проекта показывают, что мы на верном пути».