Профессиональная подготовка молодежи

Задача: внедрить новаторские подходы к профессиональному обучению

Выступая на Международной конференции по инновациям в области профессионального обучения, Генеральный директор МОТ Гай Райдер рассказал о том, насколько новые методы обучения необходимы для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров среди молодежи.

Заявление | 4 Июль 2018 г.

Большое спасибо, Сан Хен. Всех – с добрым утром! Позвольте мне первым приветствовать участников столь важного форума, как Международная конференция по инновациям в области профессионального обучения. Эта встреча проводится МОТ совместно с ОЭСР и Глобальной сетью профессиональной подготовки при неоценимой поддержке Фонда JPMorgan Chase. В этой связи хотелось бы выразить признательность всем нашим партнерам.

Столь представительный состав собравшихся свидетельствует как о значимости проблемы, которой посвящена конференция, так и о том, насколько нам важно и необходимо работать в тесном сотрудничестве, если мы хотим, чтобы профессиональное обучение велось с должной эффективностью и качеством.

Вот что подсказывает мне мой опыт: если я рискну задать министру труда любого из 187 государств-членов МОТ вопрос о том, какую проблему он или она считает первоочередной, в 9 случаях из 10 мне ответят, что это обеспечение занятости молодежи, то есть создание молодым людям благоприятных условий доступа на рынок труда. И это само по себе многое говорит о тех вопросах, которые нам здесь предстоит рассмотреть. 

В наши дни множество молодых людей не могут найти работу – а мы знаем, что если вам еще нет 25 лет, то у вас втрое больше шансов остаться безработным, чем у других трудоспособных граждан. И в то же самое время, когда молодым не хватает рабочих мест, многие работодатели не могут найти работников, обладающих нужными им навыками. Разве это не парадокс? И вот мы сталкиваемся с широко обсуждаемой ситуацией, когда квалификация трудовых ресурсов  не соответствует требованиям рынка труда.

Эта ситуация сложилась  на фоне беспрецедентных перемен кардинального характера в сфере труда. Думая о будущем сферы труда, мы в преддверии столетия МОТ уделяем этим переменам пристальное внимание. У нас нет сомнений в том, что главные движущие силы кардинальных перемен в сфере труда – это инновации в области технологии, демографические тенденции, разительный контраст между различными регионами планеты, проблемы, связанные с изменением климата и мерами, призванными затормозить его и смягчить его последствия, и наконец, весьма неоднозначное развитие процесса глобализации. 

При решении всех этих вопросов стратегически важной задачей тех, кто отвечает за разработку соответствующей политики, представляется заострение внимания на проблеме профессиональных навыков. По мере продвижения вперед необходимо понимать, какие навыки будут востребованы в дальнейшем, рассчитывать эти потребности и иметь представление о том, как их удовлетворить.

Согласитесь, интересный факт: профессиональное обучение, вероятно, являет собой старейшую форму государственно-частного партнерства в истории – ведь люди занимаются им на протяжении столетий. Сегодня у нас есть возможность не только проанализировать испытанные и проверенные преимущества успешных схем профессионального обучения, но и сопоставить достигнутое с имеющимися потребностями в инновациях в области профессионального обучения, как и в других аспектах сферы труда, в условиях происходящих в ней глубоких перемен. Исходя из этого, хотел бы выделить пару важнейших моментов, говорящих о насущной необходимости новаторского подхода к профессиональному обучению.  

Первый из них тесно связан с той работой, которую проводит МОТ в отношении будущего сферы труда, и выводами нашей Глобальной комиссии по вопросам будущего сферы труда, отчет которой мы заслушаем в январе. Я имею в виду тот общепризнанный факт, что приобретение и развитие профессиональных навыков – процесс, который продолжается всю жизнь. Соответственно обучение на протяжении всей жизни – общепризнанная необходимость.

Здесь возникает один вопрос. Допустим, мы откажемся от представления, согласно которому жизнь делится на три последовательных этапа: в первые 20-25 лет человек учится и приобретает профессиональные навыки, потом около 40 лет работает и, наконец, выходит на пенсию. Если исходить из того, что на самом деле все эти вещи переплетаются на протяжении всей трудовой жизни, то вопрос заключается в следующем: как сюда вписывается профессиональное обучение? Его ведь принято относить к определенному периоду трудовой жизни. Это плохо сочетается с идеей обучения на протяжении всей жизни – во всяком случае, при отсутствии инновационных решений. Итак, что нам необходимо сделать, чтобы профессиональное обучение и развитие систем профессиональной подготовки осуществлялось в контексте обучения на протяжении всей жизни? Это первая из стоящих перед нами задач.

Вторая задача проистекает из того, что профессиональное обучение, которое на протяжении долгого времени в разных странах развивалось по-разному, неизбежно тесно связано с устоявшимися и подчас достаточно сложными институциональными механизмами – нормативными актами, процессами социального диалога, взаимоотношениями с системой образования, и я бы даже сказал, с социальными нормами. Когда я, например, в середине 80-х, едва начав трудовую жизнь, приехал в Швейцарию, для меня весьма познавательным было обнаружить, что здесь и организовано профессиональное обучение не так, как у меня на родине, и относятся к нему по-другому.

В настоящий момент устоявшиеся ситуации и механизмы на рынке труда во многих регионах мира и во многих отношениях меняются. Где-то это связано с трудностями и происходит вопреки нашему желанию, а где-то они просто эволюционируют по мере того как эволюционируют промышленные организации и организационные структуры работодателей и работников. Вторая наша задача как раз и состоит в том, чтобы организационные основы, необходимые для успешного функционирования систем профессиональной подготовки, оставались неизменными или эволюционировали вместе с институтами сферы труда.

Это наводит меня еще на одну мысль – о том, что многие из нас стараются перенимать и в каком-то смысле копировать успешный опыт работы систем профессиональной подготовки, перенося его из одного государства-члена МОТ в другое. Экспорт, если можно так выразиться, успешных систем профессиональной подготовки представляется мне весьма сложной задачей. Настолько, что в тех случаях, когда мы не располагаем необходимыми для этого организационными основами, нам, вероятно, требуются новые и свежие идеи относительно того, как их создать. Сфера труда меняется, и профессиональная подготовка должна меняться вместе с ней – вот почему столь важно то внимание, которое мы уделяем инновациям.

Учитывая вышесказанное, мы должны констатировать поразительное возрождение интереса к профессиональному обучению – во всяком случае на международном уровне. Создается даже впечатление, что это явление перескочило через поколение. Ученичество было неотъемлемой частью трудовой жизни моих родителей, но не играло такой роли в жизни моего поколения. Теперь же, судя по всему, его роль восстанавливается. Мы как бы заново открываем для себя профессиональное обучение как ключевой элемент политики на рынке труда и в сфере развития профессиональных навыков.

Как уже отметил Сан Хен, это наглядно проявилось в материалах Группы двадцати. В том, что вопросы профессиональной подготовки вновь стали предметом ее внимания, большая заслуга наших социальных партнеров из «Деловой двадцатки» и «Профсоюзной двадцатки». В конечном счете именно единая позиция наших социальных партнеров в последние годы побудила правительства усилить внимание к профессиональному обучению. Теперь наша задача – обеспечить, чтобы этот возродившийся на международном уровне интерес к проблемам профессиональной подготовки получил новое конкретное развитие.

Мы в МОТ считаем, что наша организация способна сыграть важную роль как в обсуждении этих проблем, так и в развитии потенциала профессионального обучения – и в рамках «Группы двадцати», и за ее пределами. В свете наших соображений относительно будущего сферы труда МОТ нуждается в новаторских подходах к вопросам развития профессиональных навыков, и такие подходы будут выработаны.

Мы уже представили нашу концепцию качественного профессионального обучения, включающую шесть основных компонентов, которые, на наш взгляд, должны послужить прочной основой для продвижения вперед. Вот они:
  • конструктивный социальный диалог;
  • прочная нормативно-правовая база – это то, что я имел в виду, говоря об организационных основах;
  • четкое обозначение и распределение ролей и обязанностей между нашими трехсторонними партнерами – правительствами, работодателями и работниками, а также другими заинтересованными сторонами, включая учреждения образования и профессиональной подготовки;
  • справедливые механизмы финансирования;
  • тесная увязка с потребностями рынка труда;
  • наконец, инклюзивность. Мы живем в то время, когда ООН всеми силами заботится о том, чтобы никто не оказался забыт.
Надеюсь, вы получили представление о позиции МОТ по этим вопросам и о том, в чем состоят некоторые из тех важнейших задач, которые нам предстоит решать. Эта конференция призвана сыграть крайне важную роль в выработке позиции МОТ относительно наших дальнейших действий. В преддверии столетия нашей организации    она даст нам пищу для размышлений о будущем сферы труда и о том, какое место в нем займет профессиональное обучение.

Благодарю вас за участие в конференции. Особую признательность хотелось бы выразить моим коллегам, также выступившим в этой дискуссии, за их участие в ней и за ту поддержку, которую они, их организации и страны оказывают нашей работе. Благодарю за внимание.