Организация рабочего времени

Гибкий рабочий график может благотворно отразиться на балансе между трудовой и личной жизнью, развитии предприятий и производительности

Новейшие формы организации рабочего времени – такие, как те, что внедрялись во время кризиса, связанного с пандемией COVID-19, - могут пойти на пользу экономике, предприятиям и работникам, в том числе в плане повышения производительности и обеспечении более сбалансированного сочетания трудовой и личной жизни.

Пресс-релиз | 6 Январь 2023 г.
© Morsa Images
ЖЕНЕВА (Новости МОТ). Сокращение рабочего времени и его более гибкая организация, как  в период кризиса, связанного с пандемией COVID-19, могут пойти на пользу экономике, предприятиям и работникам, а также послужить основой для обеспечения более сбалансированного и здорового сочетания трудовой и личной жизни, говорится в новом докладе МОТ.

В докладе, озаглавленном «Рабочее время и баланс между трудовой и личной жизнью в мире», рассматриваются два основных аспекта рабочего времени: его продолжительность и организация (это еще называют рабочими графиками) и влияние того и другого на производительность предприятия и сочетание трудовой и личной жизни работников. В нем приводится целый ряд статистических данных, касающихся рабочего времени как до кризиса, связанного с пандемией COVID-19, так и во время него.

Как выяснили авторы исследования – первого, в котором основное внимание было уделено балансу между трудовой и личной жизнью, - значительная часть мировой рабочей силы трудится либо больше, либо меньше стандартного рабочего времени, составляющего 8 часов в день или 40 часов в неделю. Более трети работников на постоянной основе трудится больше 48 часов в неделю, в то время как пятая часть мировой рабочей силы, наоборот, работает по сокращенному (или неполному) графику и занята меньше 35 часов в неделю. Чаще других удлиненный или сокращенный рабочий день наблюдается у работников неформальной экономики.

В докладе анализируются различные варианты организации рабочего времени и их влияние на баланс между трудовой и личной жизнью: посменная работа, работа по вызову, системы, предусматривающие укороченную рабочую неделю или усредненное рабочее время.  При этом, предупреждают его составители, в некоторых случаях преимущества гибких графиков – такие, как возможность больше времени уделять семье, - могут быть связаны и с определенными издержками, в том числе с усугублением гендерных диспропорций и риском для здоровья.

Имеется немалый массив данных, говорящих о том, что обеспечение баланса между трудовой и личной жизнью приносит существенную выгоду предприятиям, и это подтверждает, что проведение на предприятиях такой политики  - беспроигрышный вариант как для работодателей, так и для работников», - говорится в докладе."

В нем также рассматриваются антикризисные меры, к которым правительства и предприятия прибегали во время пандемии COVID-19, чтобы поддержать организации в рабочем состоянии и сохранить работникам их места. Как отмечается в докладе, перевод большего числа работников на сокращенный график помогло избежать сокращения рабочих мест. Обращается внимание и на изменения долгосрочного характера: «Широкомасштабное внедрение удаленного режима работы почти повсюду в мире, где это было осуществимо, изменило… суть занятости, причем скорее всего – на все обозримое будущее», - говорится в докладе.

Меры, принимавшиеся в ответ на кризис, связанный с пандемией COVID-19, также убедительно показали, что предоставление работникам возможности свободнее выбирать, как, где и когда работать, может приносить пользу как им самим, так и предприятию, способствуя, например, повышению производительности.  И напротив, чем меньше гибкости, тем выше издержки, включая текучесть кадров.

«Имеется немалый массив данных, говорящих о том, что обеспечение баланса между трудовой и личной жизнью приносит существенную выгоду предприятиям, и это подтверждает, что проведение на предприятиях такой политики  - беспроигрышный вариант как для работодателей, так и для работников», - говорится в докладе.

«Такое явление, как так называемый «Большой уход», сделало проблему сочетания трудовой и личной жизни одной из основных в социальной сфере и сфере труда в постпандемическом мире, - говорит ведущий автор доклада Джон Мессенджер (Jon Messenger). – В этом докладе показано: если использовать некоторые из уроков, полученных в ходе кризиса, связанного с COVID-19, и со всей тщательностью проанализировать структуру и продолжительность рабочего времени, можно создать беспроигрышную ситуацию, при которой будет обеспечено и повышение производительности предприятия, и баланс между трудовой и личной жизнью работников».

В докладе сформулирован ряд выводов и рекомендаций, в том числе:
  • Законы и нормативные акты, касающиеся рабочего времени, его максимальной суточной продолжительности и установленных законом периодов отдыха – завоевания, которые не должны ставиться под угрозу, поскольку они способствуют здоровью и благосостоянию общества в долгосрочной перспективе.
  • Как правило,  увеличение рабочего времени связано с более низкой, а его сокращение – с более высокой производительностью.
  • Странам мира следует использовать опыт сокращения рабочего времени и введения гибких графиков, накопленный в ходе кризиса, связанного с пандемией COVID-19. Всеобъемлющие системы сокращенного рабочего времени при максимально возможных выплатах позволяют не только сохранить уровень занятости, но и поддержать покупательную способность населения и способствовать смягчению последствий экономического кризиса.     
  • Во многих странах для сокращения рабочего времени в интересах как сбалансированного сочетания трудовой и личной жизни, так и роста производительности, необходима соответствующая государственная политика.  
  • Использование удаленного режима работы способствует сохранению занятости и  открывает новые возможности в плане обеспечения самостоятельности работника. Вместе с тем как эта, так и другие формы гибких условий труда требуют регулирования, цель которого – ограничить их потенциальные негативные последствия за счет правил наподобие того, которое часто называют «правом на отключение» от работы.