Доклад о заработной плате в мире в 2020-21 гг.
По данным последнего доклада МОТ, пандемия COVID-19 приводит к снижению оплаты труда
Еще до того, как разразилась пандемия, сотни миллионов работников по всему миру получали заработную плату ниже минимальной.

В непропорционально высокой степени кризис сказывается на оплате труда женщин и низкооплачиваемых категорий работников.
При этом, хотя средняя заработная плата в трети стран, предоставивших соответствующие данные, на первый взгляд выросла, на деле это связано главным образом с тем, то значительное число низкооплачиваемых работников лишились там работы и перестали учитываться как лица наемного труда, что и привело к искажению среднего показателя.
В тех странах, где для сохранения занятости были приняты решительные меры, последствием кризиса стало не столько массовое закрытие рабочих мест, сколько снижение заработной платы.
Как отмечается в «Докладе о заработной плате в мире в 2020-21 гг.», на положении работников кризис отразился неравномерно. Так, для женщин он имел более серьезные последствия, чем для мужчин. Оценки, построенные на выборке из 28 европейских государств, говорят о том, что без субсидирования заработной платы у женщин она за второй квартал 2020 года в среднем снизилась бы на 8,1 процента, тогда как у мужчин – на 5,4 процента.
Тяжелые последствия кризис имел и для низкооплачиваемых работников. У представителей менее квалифицированных специальностей объем рабочего времени снизился больше, чем у высокооплачиваемых управленцев и квалифицированных работников. Опираясь на данные по тем же 28 европейским странам, авторы доклада подсчитали, что без субсидирования заработной платы ее потери у тех 50 процентов работников, чей труд оплачивается ниже среднего показателя, составили бы порядка 17,3 процента.
Без субсидирования средние потери заработной платы в рамках всех категорий составили бы 6,5 процента. За счет субсидий их удалось снизить на 40 процентов.
«Рост неравенства вследствие кризиса, связанного с пандемией COVID-19, грозит привести к усилению бедности и социально-экономической нестабильности разрушительных масштабов, - подчеркнул Генеральный директор МОТ Гай Райдер. – Нам необходима такая стратегия восстановления, которая была бы ориентирована на человека. Это подразумевает соответствующую политику в области оплаты труда, направленную на обеспечение устойчивости рабочих мест и предприятий, учитывающую проблему неравенства и необходимость поддержания спроса. Если мы хотим построить лучшее будущее, нам придется искать ответы и на некоторые неудобные вопросы – о том, например, почему труд, имеющий высокую общественную ценность, например, в сфере ухода или образования, зачастую оплачивается столь низко».
Рост неравенства вследствие кризиса, связанного с пандемией COVID-19, грозит привести к усилению бедности и социально-экономической нестабильности разрушительных масштабов."
Гай Райдер, Генеральный директор МОТ
«Установленный на адекватном уровне минимальный размер оплаты труда может оградить работников от недоплаты за их труд и помочь сократить масштабы неравенства, - говорит один из авторов доклада Росалия Васкес-Альварес (Rosalia Vazquez-Alvarez). – Но для того, чтобы обеспечить эффективность политики, связанной с минимальной оплатой труда, необходим всеобъемлющий и всесторонний комплекс мер. Речь идет и о более четком соблюдении норм, и о распространении их действия на большее число работников, и об установлении минимального размера оплаты труда на адекватном, актуальном уровне, обеспечивающем благосостояние работников и их семей. В развивающихся странах и странах с формирующимся рынком более четкое соблюдение норм подразумевает перевод людей из неформальной экономики в формальную».
В «Докладе о заработной плате в мире в 2020-21 гг.» рассматриваются также тенденции в области оплаты труда в 136 странах за четыре года, предшествовавшие пандемии. Согласно приведенным в нем данным, рост реальной заработной платы в мире колебался между 1,6 и 2,2 процента. Наиболее быстрыми темпами реальная заработная плата росла в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Восточной Европе, в то время как в Северной Америке и Северной, Южной и Западной Европе ее рост был гораздо более медленным.