Детский и принудительный труд
Использование детского и принудительного труда на хлопковых полях в Узбекистане продолжает сокращаться
Согласно новому отчету МОТ, систематического и системного использования детского и принудительного труда правительством Узбекистана на всех этапах производства хлопка 2019 года не было.

Отчет, составленный для Всемирного банка, показывает, что страна достигла значительного прогресса в соблюдении основополагающих трудовых прав на хлопковых полях. Систематический детский труд искоренен и более не вызывает серьезных опасений. В сборе урожая 2019 года без принуждения участвовали более 94 процентов наемных работников, а систематическое привлечение студентов, учителей, врачей и медицинских сестер полностью прекращено.
В 2019 году зарегистрировано 102 000 сборщиков хлопка, работавших по принуждению, что на 40 процентов меньше, чем в 2018 году. Однако на местном уровне еще встречаются случаи недобровольного участия сотрудников государственных учреждений, агентств и предприятий в сборе урожая.
Заработная плата сборщиков хлопка повысилась в соответствии с рекомендациями МОТ и Всемирного банка, при этом МОТ рекомендует обеспечить ее дальнейшее повышение, а также улучшить условия труда с целью привлечения большего числа работников. Большинство сборщиков хлопка признали, что условия труда (транспорт, питание, гигиена, снабжение водой) улучшились в 2019 году по сравнению с предыдущим годом.
МОТ впервые провела мониторинг ситуации с детским трудом на сборе урожая хлопка в 2013 году. В 2015 году в рамках соглашения с Всемирным банком охват мониторинга был расширен и стал включать детский и принудительный труд. В 2019 году независимый мониторинг МОТ (Third-Party Monitoring – TPM) впервые провели независимые гражданские активисты Узбекистана, которые прошли обучение и использовали соответствующую методику МОТ. Активисты отметили, что они провели мониторинг без какого-либо вмешательства.

«Принудительный труд совершенно неприемлем и ему нет места в современном Узбекистане, - заявила Танзила Нарбаева, председатель Сената Республики Узбекистан. - Впереди еще много работы, но нас вдохновляют положительные результаты проводимых реформ. 2020 год будет очень важным: мы продолжим модернизировать сельскохозяйственные системы и укреплять систему управления рынком труда. Недавно мы ввели уголовную ответственность за использование принудительного труда и уверены, что это станет эффективным сдерживающим фактором. Надеемся на продолжение сотрудничества в этой области с МОТ, Всемирным банком и гражданским обществом с тем, чтобы обеспечить устойчивость достигнутых результатов».
Принудительный труд совершенно неприемлем и ему нет места в современном Узбекистане."
Танзила Нарбаева, председатель Сената Республики Узбекистан
«Международное сообщество должно поддержать эти реформы, - заявил Хайнц Коллер, помощник Генерального директора МОТ, региональный директор Бюро МОТ для стран Европы и Центральной Азии. - Ответственные международные инвестиции могут способствовать отказу от старой системы централизованного планирования экономики и соблюдению международных трудовых норм. Я также выражаю признательность правительству и социальным партнерам за реализацию страновой программы достойного труда. МОТ продолжит предоставление технической поддержки в 2020 году и в последующие годы».
Отчет, озаглавленный Независимый мониторинг мер по борьбе с детским и принудительным трудом во время сбора хлопка в Узбекистане в 2019 году, основан на интервью с более чем 7 000 сборщиками хлопка, составляющими репрезентативную выборку из 1,75 миллиона сборщиков по всей стране. Интервью проводились без сопровождения и без предварительного уведомления.
Проект МОТ «Независимый мониторинг ситуации с детским и принудительным трудом в Узбекистане» финансируется многосторонним донорским целевым фондом, учрежденным Всемирным банком при участии Европейского союза, Соединенных Штатов, Швейцарии и немецкого агентства по развитию GIZ.